Рано или поздно в жизни каждой семьи наступает момент, когда нужно принимать решение о том, как будет воспитываться ребенок до школы: дома с мамой, под присмотром бабушек и нянь или отправиться в детский сад. Решение это непростое, даже опытные в этом плане родители сомневаются, какой вариант будет лучшим для них и их ребёнка.
Ребенок и детский садик
Проблема заключается в адаптации к детскому коллективу, которая происходит как с малышом, который впервые переступает порог детского учреждения, так с детьми, которые вернулись с свою группу после летнего перерыва. Как правило на период адаптации у дошкольнят уходит до полугода. Но не успев как следует свыкнуться со сменившейся обстановкой, ребенок начинает нескончаемо болеть, а маме приходится разрываться между болеющим чадом и работой.
Читайте также:
В особо сложных ситуациях выход на работу откладывается до улучшения ситуации с болезнями. И как бы не успокаивали себя родители, что эти трудности временные, таким образом малыш осваивается в новой для него среде и сейчас важно собраться и пройти этот период, вид болеющего чада кого угодно лишит покоя.
Адаптация ребенка к детсадику
Первым сложным периодом на пути социализации малыша является адаптация к детскому саду, или привыкание к новой обстановке, новым окружающим, не только взрослым, но и детям. Для ребенка это настоящий стресс, особенно если перемены в его жизни произошли резко и его сразу оставили на полный день. Поэтому по возможности необходимо обеспечить ребенку постепенное изменение привычной для него среды: гулять возле детского сада, играть с другими детьми на площадке, возможно это будущие друзья по группе, рассказывать ребенку о предстоящих изменениях в его жизни, постепенно перестроить режим дня ребенка под садиковский.
Читайте также: ОРВИ У ДЕТЕЙ: ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЯ
Когда пришло время идти в сад, побыть с ним в группе некоторое время и забирать до сна. Затем длительность пребывания в саду можно будет расширить до полуденного сна и перейти на полный день. Безусловно, этот период вхождения может затянуться на месяц-полтора, а значит лучше приурочить его к времени, когда мама пока дома, а не уже вышла на работу. В любом случае для малыша разлука с мамой, даже на непродолжительное время, является стрессом, который как известно, отрицательно сказывается на несформированном иммунитете ребенка. А это является одним из предрасполагающих факторов к развитию у него частых простудных заболеваний. Поэтому чем больше времени родители совместно с ребенком уделят внимание привыканию к садику, тем легче и быстрее пройдет этот период.
Когда отдавать ребенка в садик
Единого мнения по этому вопросу нет. Детские врачи и психологи склонны оставлять это на выбор родителей. Тем не менее, существует оптимальный возраст, когда при условии наличия психологической готовности и сформированных навыков ребенок может начинать посещать детский сад. Это 2 – 4 года, когда ребенок при наличии сформированных у него навыков начинать посещать детское дошкольное учреждение.
Психологическая готовность к детскому саду
Это значит, что малыш адекватно взаимодействует с другими детьми, то есть играет вместе с ними на прогулке (бегает или делится игрушками в песочнице). Во-вторых, у него есть опыт оставаться с другими взрослыми (которым мама доверяет ребенка) без мамы и он нормально переносит такую разлуку, поскольку знает, что мама обязательно вернется. Это значит, что несмотря на болезненные первые дни пребывания в новом обществе, ребенок со временем и маминой поддержкой привыкнет к воспитателям и няням и будет без проблем оставаться с ними.
Поэтому прежде чем отвести ребенка в детский сад, для начала необходимо его социализировать. Хорошо, если в семье есть старшие дети, с которыми малыш постоянно общается. Или мама общается с мамами детей-погодок, пока малышня копошится в песочнице. В таком случае все происходит просто и естественно, а для ребенка видеть детей каждый день и играть с ними – само собой разумеющееся. Но если семья ведет замкнутый образ жизни или переехала на новое место и пока никого не знает, нужно погулять с ребенком, чтобы он привык к обществу других детей, тогда играть новыми игрушками и делиться ними в группе будет также привычно, как и на детской площадке.
Что важно знать и уметь
Кроме психологической готовности, важным является наличие у ребенка таких базовых навыков, как:
- умение пользоваться горшком
- самостоятельно или с помощью взрослых одеваться, обуваться, кушать и пить из чашки
- умение слушаться взрослых, понимать запреты и соблюдать нормы поведения
Всему этому важно уделить внимание хотя бы за полгода до начала посещения детского сада. Не лишним будет ознакомиться с требованиями конкретного детского учреждения, пообщаться с воспитателями, чтобы найти общий язык заблаговременно и узнать все нюансы. В некоторых детских садах принимают деток и в подгузниках и не умеющих самостоятельно кушать и учат деток. Согласитесь, как ребенок будет осваиваться в садике во многом зависит и от настроя его родителей: если они настроены положительно, то и ребенок будет более спокойнее относиться к происходящим в его жизни изменениям.
Нужно ли отдавать ребенка в ясли
Ответ на этот вопрос перекликается с вопросом об оптимальном возрасте малыша, который начинается с 2-х лет. Другое дело, что такой ребенок чаще не имеет навыков самообслуживания, на горшок он может проситься не всегда, что также необходимо учитывать. Кроме того, такой ранний поход в детский сад – мера для родителей чаще вынужденная, когда других вариантов нет и ребенка не с кем оставить, а поэтому сам факт того, что предстоят ясли, может вызывать отрицательные эмоции, что малыш ощутит. Поэтому если мама отдает ребенка в ясли, важно сосредоточиться на положительных моментах: ребенок раньше привыкнет находится среди других детей, быстрее начнет разговаривать, самостоятельно одеваться, кушать ложкой и проситься на горшок. После возвращения домой ребенку необходимо уделить больше внимания, поносить на руках и поиграть с ним, почитать книгу.
Ребенок не хочет в садик
Это одна из самых частых проблем, с которой сталкиваются родители. Из других часто возникающих вопросов: ребенок часто болеет, ребенок не спит или не ест в садике, не слушает воспитательницу и много еще чего не делает. Нередко родители отмечают изменения в поведении ребенка дома, чаще всего он становится неуправляемым, не слушается взрослых.
Воспитатели и родители других детей также могут предъявлять претензии по поводу поведения ребенка. Это проявления дезадаптации или дискомфорта, то есть малыш столкнулся с трудностями в детском саду и таким образом оповещает взрослых о наличии проблемы. И задача родителей не закрывать глаза и не отмахиваться от нее как от несуществующей, а вместе с воспитателями и если нужно детскими психологами разбираться что не так и как сделать пребывание ребенка в саду комфортным.
Читайте также: НЕСФОРМИРОВАННЫЙ ИММУНИТЕТ – ПРИЧИНА ЧАСТЫХ ОРВИ У ДЕТЕЙ
В качестве варианта решения проблемы родителям нужно интересоваться у ребенка, как прошел его день в саду, во что и с кем он играл, какими игрушками. Если разрешено, малышу можно предложить взять с собой любимую игрушку – на первых порах это поможет и поддержит его, пока он не освоился. В целом, какой бы сложной и неразрешимой не выглядела ситуация на первый взгляд, даже не имеющим опыта в решении подобных ситуаций родителям при грамотном подходе и заручившись поддержкой профессионалов возможно решить проблему.
Ребенок часто болеет в садике
С такой ситуацией сталкиваются все родители. Особенно остро реагируют те, кто ожидал, что ребенок будет ходить в сад без проблем и ежедневно, а на самом деле оказалось, что малыш все также проводит время дома, только теперь он болеет и ему требуется уход. Это означает что только что вышедшая на работу мама вынуждена присматривать за ним весь день, то есть ничего не изменилось. Невольно каждый родитель начинает задаваться вопросом: что такое произошло, что раньше здоровый и практически не болеющий ребенок сейчас так сильно болеет и как быть в такой ситуации? Может так проявила себя проблема со здоровьем, которую не выявили раньше? А может это сад плохой, надо найти получше и тогда все образуется?
Читайте также: ВАКЦИНАЦИЯ ДЕТЕЙ. НУЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ ПРИВИВКУ
Ответ на эти вопросы и похожие вопросы один: виноваты не сад и не ребенок, а новая среда, в которой оказался малыш. А именно микробное окружение, которое для ребенка не знакомое и иммунной системе волей-неволей приходится учится расправляться с ними. Поэтому смена сада ничего не решит, окружение поменяется еще раз, а с ними и атакующие детский организм инфекционные агенты.
Что можно сделать в такой ситуации?
Выбирать сад или группу где воспитатели регулярно проветривают помещение, гуляют на улице в любую погоду, но при этом следят чтобы дети были одеты по погоде, не принимают детей в группу с признаками острого заболевания, и все же, быть готовыми к болезням и по возможности отдать ребенка в сад раньше или выйти на работу позже, чтобы иметь временной зазор, пока ребенок не освоиться и не станет меньше болеть. Но такая возможность есть не всегда, чаще родители оказываются в ситуации, когда ребенок впервые переступает порог группы, а его мама сразу выходит на работу. Варианты для мамы работы по свободному графику и неполный рабочий день, сочетать офисный и удаленный формат на период адаптации и болезней являются лучшими, но так получается не у всех. Поэтому вопрос остается злободневным и требующим поиска решения.
Профилактика ОРВИ
Одним из вариантов является профилактика ОРВИ, которыми наиболее часто болеют дети садиковского возраста. При этом важно не только поддерживать иммунитет ребенка в нормальном состоянии, но и прерывать развитие заболевания на самых ранних этапах его развития, когда иммунная система ребенка только начала знакомство с новыми инфекционными агентами. Так как каждый из 15 – 20 карапузов вместе со взрослыми приносят в садик большое количество вирусов и бактерий, которыми делится с окружающими, ребенок ежедневно контактирует с большим количеством инфекционных факторов, которые для его иммунной системы новые и она не может сразу расправиться с ними.
Читайте также: НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ЧТОБЫ ПРОСТУДА НЕ ИСПОРТИЛА ОТПУСК
Поэтому применение противовирусного препарата прямого действия, например сиропа Флавовир, который содержит активное (действующее) вещество — жидкий экстракт протефлазид, в рекомендованных врачом дозировках, позволяет заблокировать размножение попавшего на слизистую дыхательных путей вирусов ОРВИ и предотвратить развитие заболевания.
Клинические исследования показали, что в условиях ежедневного приема препарата согласно возрастных доз и схем применения не возникает рефрактерности иммунной системы: не наблюдается угнетение синтеза a- и g-интерферонов. Такое свойство сиропа Флавовир способствует поддержке уровня интерферонов, достаточного для адекватного иммунного ответа организма на инфекционный возбудитель. В свою очередь, это дает возможность, при необходимости, применять препарат в течение длительного времени.
При такой поддержке малыш будет болеть намного меньше, а если он все же простудиться, то заболевание пройдет намного легче и быстрее завершиться выздоровлением без осложнением. Согласитесь, весомое подспорье для работающих родителей.
После месяцев беспрерывных болезней многие родители, отчаявшись бороться с постоянными капризами и простудами, принимают решение забрать ребенка из сада и воспитывать до школы дома. Уже потом, когда маленький школьник начинает точно также болеть и пропускать занятия, они понимают, что лучше все это было пережить в дошкольном детстве. Поэтому не стоит впадать в крайности и принимать скоропалительные решения, лучше обсудить этот вопрос с врачом, запастись терпением и заниматься профилактикой ОРВИ. Спустя некоторое время иммунная система выработает защиту против вирусов и ребенок перестанет болеть так часто.
Ольга Задорожная, педиатр