Учеба всегда связана с запоминанием большого объёма информации, однако не все дети способны с этим справится и в нужный момент достать из «чертогов разума» стих или формулу, которую от них требуют. Для многих детей с синдромом дефицита и внимания и гиперактивностью, которые сейчас являются распространёнными состояниями, реакция ответов и решения задач становится еще более замедленной. Чтобы устранить дефицит памяти и развить ее, существует несколько способов, которые можно применять с раннего возраста.
Ассоциации
Методов запоминания через ассоциации действительно много, поскольку, несмотря на индивидуальность ассоциаций для каждого человека, это простой и надежный способ запоминания. Практиковать его можно даже с дошкольниками.
Читайте также: Ребенок-аллергик и ОРВИ: особенности простуды, о которых важно знать
Для ассоциаций важно: всегда искать схожесть и опираться на уже пройденный материал. Предложите найти схожесть между непохожими словами. Например, что общего между слоном и кактусом? Оба обитают в пустыне, имеют округлые формы, могут долго не пить. Такой метод помогает развивать креативность и в дальнейшем «нанизывать» новый образ на старый, проводя с ним ассоциации. Так запоминание происходит на основе собственного опыта ребенка. Первоклассник запомнит букву «о» поскольку она похожа на круглое «озеро». В восьмом классе ребенок запомнит ассоциативный стишок про свойства треугольников: «Сторона его любая, даже самая большая, меньше суммы двух сторон».
Последовательности
Задачи с воспроизведением последовательности могут быть сложнее, но хорошо развивают запоминание. Это хорошая практика даже для взрослых и в ней должно учувствовать несколько человек. Например, задание составляется так: «В магазине продается…» или «В зоопарке живут…» Каждый участник задания называет продукт или животное. Каждый следующий участник должен воспроизводить всю последовательность сначала и добавлять новое слово. Тренируясь водиночку, можно использовать метод «цепочки»: слова или образы соединяются как звенья. Так можно запоминать целые предложения, представляя каждое слово как звено: битва–Желтые–воды–1648–Хмельницкий.
Перекрестки
Ребенок лучше запоминает, если подключены все органы: осязание, зрение, слух, нюх. Например, если сложно просто выучить стих – его можно спеть, а предварительно еще и нарисовать сюжет. Запоминание лучше происходит, когда информация проговаривается, а потом показывается (через 10-20 секунд). Поэтому учителя сначала говорят, потом обращают внимание на рисунок. Если к этому добавить еще запись в тетради, получается тройной эффект.
Читайте также: От чего зависит рост ребенка и можно ли на это повлиять?
Созвучие
Метод очень подходит для запоминания иностранных слов. Найти слова, созвучные родному языку, достаточно просто, а благодаря ассоциациям с ними, английские, например, легко всплывут в памяти. Спросите, какой «вид» открывается с «рrospect» и бывает ли полосатый «baton» (это слово значит «жезл»).
Повторение со временем
Многие родители сталкиваются с тем, что дети выучили алфавит по кубикам, потом съездили на три месяца к бабушке, приехали и ничего не вспомнили. Это только один пример. Выученную информацию нужно всегда повторять несколько раз. Прочитанную первый раз – лучше повторить сразу – через 20 минут. Потом необходимо выждать, пока информация отложится в долговременную память, то есть повторить после сна, на следующий день. Еще два повторения будут через две недели и через два месяца соответственно.
Елена Алексеева