Учителя и психологи обеспокоены тем, что дети в период пандемии, вызванной COVID-19, пострадают от излишней изоляции. Отсутствие коммуникаций со сверстниками, как и вообще контактов с другими людьми, по мнению психологов, способно усиливать тревожность и вызывать депрессию. Особенно это касается подростков, которые больше других могли бы пострадать от изоляции. Но последние исследования и опросы показывают, что старшее поколение, очевидно, переоценило влияние вынужденного одиночества на современных подростков.
Изоляция как способ защиты
Исследование, которое провели ученые из Бристольского университета (Великобритания), посвящено использованию социальных сетей и психическому здоровью подростков. Ученые сравнивали так называемые предпандемические результаты (когда дети знали о COVID-19, но продолжали посещать школу) и результаты в изоляции (когда они учились онлайн из дома).
В опросе приняли участие более 1000 учеников 13-14 лет из средних школ Юго-Западной Англии. Исследователи Бристольского университета предполагали, подростки, которые учились дистанционно из-за пандемии, могут испытывать большее беспокойство. Например, логично предположить, что дети переживают о заражении COVID-19 родственников и друзей. И при этом поддержка друзей уменьшается из-за изоляции в домашних условиях. Однако у школьников не только не вырос уровень тревожности и беспокойства, но и возросло ощущение защищенности, а также лучше проявилась связь со своими школами.
Девочки тревожней мальчиков
Результаты опроса немного отличались в зависимости от пола детей. Например, уровень беспокойства девочек был выше по всем 11 рассматриваемым пунктам. Но все равно во время пребывания в вынужденной изоляции дети испытывали меньше тревожных чувств.
Читайте также: О том, как ВПЧ влияет на иммунитет ребенка: важно знать родителям
Так, 54% девочек испытывали беспокойство по поводу пандемии, а во время изоляции этот показатель снизился на 10%. У мальчиков эти показатели еще ниже: 26% мальчиков испытывали беспокойство во время первоначального обследования, а в изоляции эта цифра снизилась до 18%. Однако уровень состояния депрессии оставался приблизительно стабильными в обеих ситуациях: у девочек в условиях изоляции он увеличился на 3%, у мальчиков – снизился на 2%.
В изоляции улучшаются отношения
Подростки также считают, что в домашних условиях они больше ощущают чувства безопасности и благополучия. Больше всего эти ощущения возросли у тех, кто сообщил о самом низком чувстве благополучия до пандемии.
Многие ученики также сообщили, что чувствуют большую связь со своими школами и имеют больше возможностей поговорить с учителями. Хотя, казалось бы, ситуация должна быть противоположной.
Команда исследователей была не только удивлена полученными результатами опросов, но и считает, что школы должны извлечь из таких результатов серьезные уроки. Ведь эксперты по детскому здоровью утверждали, что у детей в состоянии изоляции ухудшатся все показатели психического здоровья.
Читайте также: Как помочь детскому иммунитету в сезон вирусных заболеваний?
Однако школа для многих подростков, видимо, является куда большим триггером для возникновения эмоциональной тревожности, чем пандемия. Это и экзаменационное давление, и сложные отношения со сверстниками, включая издевательства, и конфликты с учителями.
Такое исследование дает уникальную возможность понять, насколько сильно подростки ощущают давление школьной жизни. Очевидно, школьная культура может в большей степени влиять на психическое здоровье подростков, чем COVID-19.
Будущее важнее школы
Не стоит забывать, насколько сильную роль в жизни молодых людей играют цифровые платформы. Для них это и приемлемый инструмент и обучения, и общения. Например, подростки утверждали, что они связаны друг с другом больше, чем когда-либо, несмотря на то, что физически не посещают школу.
При этом интересно взглянуть на ситуацию с точки зрения половых различий. Девочки, например, отнесли на третье место в ТОП-3 своих беспокойств пропуск школы (44%), в то время как мальчики на то же место поставили долгосрочное влияние пандемии на их перспективы трудоустройства и экономику (30%). То есть, мальчики были больше обеспокоены будущим, чем собственно фактом пропуска школы. Кроме того, девочки больше времени проводили в социальных сетях, что, очевидно, влияло на уровень их тревожности.
Учеба дома – путь к индивидуальному обучению?
Когда психологи говорят о важности школы для социализации ребенка, не учитывается множество факторов, которые на сегодняшний день вообще не изучены. Например, один из этих вопросов может звучать так: способна ли виртуальная среда обеспечить такой же уровень социальных контактов, как и живое общение? Подростки сообщают, что стали ближе к своим одноклассникам и учителям, в то время как взрослые специалисты раньше считали такой сценарий невозможным. Но ведь виртуальная среда общения появилась в историческом плане буквально вчера и еще плохо изучена психологами и другими детскими специалистами.
Читайте также: Интервальное голодание: польза, вред, воздействие на иммунитет
Быть может, общаясь виртуально, дети не испытывают давления со стороны учителя и не ощущают сравнения с одноклассниками? То есть, их цель сужается – это собственные знание и развитие, а не соревновательность и работа «на оценку».
Занимаясь дома, дети испытывают меньше переживаний по поводу своего здоровья, не тратят времени на дорогу в школу и в принципе могут распределять его оптимально для себя. В подростковом возрасте дети уже осознают свои сильные и слабые стороны и могут управлять обучением: периодичностью, временем для занятий и его распределением в зависимости от того, насколько «дается» тот или иной урок. Школьники фактически получают знания в удобном для них темпе и по наиболее приемлемой программе, что делает занятие более индивидуальными. Все вместе это подталкивает специалистов детского здоровья пересмотреть свое отношение к обучению в условиях изоляции.
Елена Алексеева