В дошкольном возрасте, который охватывает диапазон приблизительно от трех до шести лет, у ребенка происходит активное развитие эмоциональной сферы. Ребенок уже осознает себя как личность, имеет свои предпочтения в занятиях, одежде и еде. В этом возрасте можно выделить черты характера, которые в дальнейшем удастся развить.
Очень важно научить ребенка этого возраста проявлять свои эмоции. Если не относиться в его чувствам внимательно и не позволять высказываться, ребенок и дальше будет выражать сильные эмоции так, как делал до этого: устраивал истерики, плакал, ломал игрушки, убегал или дрался. Есть определенные особенности развития эмоциональное сферы, которые родителям нужно обязательно учитывать.
Влияние эмоций на поведение
Дети дошкольного возраста уже реже устраивают истерики и ведут себя «как маленькие». Хотя ситуации, когда пятилетний ребенок падает на пол в магазине и со слезами просит купить ему игрушку – все еще не редкость. Дети учатся лучше контролировать эмоции, но не могут делать это, как взрослые.
Читайте также: ПИТАНИЕ МАЛЫША ВЛИЯЕТ НА ЕГО ИММУННУЮ СИСТЕМУ
Со сложными взаимосвязями все еще много трудностей. Ребенок якобы «понимает», что сладость ему нельзя из-за аллергии, но все равно расстроится и может расплакаться, если не получит желаемого. Эмоции постоянно влияют на настроение ребенка, вызывая радость или грусть, а время пока не имеет значения – сладости, которые можно будет «потом», практически не существует.
Для родителей важно поощрять позитивное поведение: «Молодец, не расстроился из-за не купленной игрушки», а также показывать последствие негативного поведения «Мы потратили время в магазине, значит, меньше играем на площадке». Дети быстрее увидят взаимосвязь своего поведения и последствий и будут учиться контролировать эмоции.
Выражение злости и гнева
В период от трех до шести лет ребенок «пересматривает» свое понимание конфликтных ситуаций. Например, в три года он все еще может пытаться силой отобрать игрушки у сверстников, плакать или драться, если его обижают. Но вскоре ребенок научится понимать чувства других детей. Для этого можно подсказывать малышу, что другой ребенок тоже в данный момент испытывает негативные эмоции или расстроен, и научить его озвучивать свои эмоции.
Дети в этом возрасте учатся испытывать эмпатию, поэтому могут обнимать других малышей, однако и негативные эмоции часто находят деструктивный выход. Например, ближе к пяти-шести годам дети меньше дерутся, но могут перейти к словесным оскорблениям. Взрослым не следует указывать, что злость или гнев – абсолютно неуместные чувства. Однако можно объяснить, как лучше поступить в конфликтной ситуации: не нужно обижать другого малыша, а стоит рассказать ему, что именно вызывает твою обиду и злость.
Развитие воображения
Взрослым кажется, что у всех детей богатая фантазия, однако поощрять развитие воображения очень важно именно в дошкольном возрасте, ведь малыш начинает усваивать многие полезные навыки. В этот период у детей могут возникать воображаемые друзья, они придумывают свои игры, целые воображаемые миры со своими персонажами и историями.
Читайте также: ПРОТИВОВИРУСНЫЕ ПРЕПАРАТЫ В ЛЕЧЕНИИ ОРВИ У ДЕТЕЙ
Родители могут поддержать эти идеи, помогая им найти реальное воплощение. Например, пошить нарисованного ребенком инопланетянина, тем самым «оживив» его. Вместе создать детскую игру, внося туда интересные познавательные коррективы. Игра – это самый доступный способ познания мира, и чем больше ребенок проиграет жизненных ситуаций, тем проще ему будет в реальном мире. Если же фантазию ребенка ограничивать и просить его меньше «выдумывать», то ребенок может замкнуться, а интерес к изучению нового ослабеет.
Эмоции и установление взаимосвязей
Дошкольники активно обучаются, однако их развитие напрямую зависит от эмоциональной сферы. Дети в этом возрасте часто воспринимают мир (с точки зрения взрослых) слишком примитивно. Отсюда проистекает избирательность в еде, выборе игрушек, игр и даже друзей. Например, дети могут не захотеть посещать спортивную секцию из-за того, что у преподавателя страшные усы, а играть с незнакомым ребенком, поскольку у него красивая игрушка. Дети в таком возрасте все еще видят мир в разрезе «здесь и сейчас» и руководствуются тем, что им нравится или нет.
Читайте также: ПРОСТУДА У РЕБЕНКА: ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ
Ближе к школьному возрасту ребенок становится терпеливее. Он может ждать очереди, потерпеть боль, посещать садик, несмотря на неприятную воспитательницу. На самом деле умение доверять своим эмоциям очень важно, и родителям не стоит полностью игнорировать чувства ребенка (можно попытаться найти преподавателя без усов). Но нужно учить его понимать и принимать важность определенных вещей, указывать на взаимосвязи. Начинать нужно от самых примитивных: «Наденешь сапоги – не намочишь ноги в луже» до более сложных «Будешь посещать секцию – научишься подтягиваться и покажешь это друзьям».
Как помочь ребенку выражать чувства?
- Самый простой способ для взрослого – это задавать вопросы и самому рассказывать о своих переживаниях. Например, нужно не просто расспрашивать ребенка о событиях дня в садике, а уточнять, как его определенные события расстроили или обрадовали. Родители также могут выражать свое отношение к поступку ребенка: «Я огорчен/доволен» и напоминать ему о тех моментах, когда он сам испытывал подобные эмоции.
- Нужно поддерживать чувство юмора ребенка, которое в этот период только развивается. Малыш сам пытается придумывать шутки и загадки. С точки зрения взрослых, детский юмор – специфичное явление. У детей, как правило, возникают проблемы с придумыванием смешной концовки истории. Поэтому можно помочь ему с «творчеством» и, конечно, вместе посмеяться.
- Стоит поощрять ласковое поведение ребенка как в отношении близких, так и других детей. Ребенку можно подсказать, когда его сверстник расстроен, и что ему нужно сказать для утешения. Конечно, родители должны сами проявлять эмоции к ребенку, которые будут выражены физически, например в объятьях.
- Внимательно следите за поведением ребенка, ведь его эмоции в этом возрасте чаще всего очевидны. Если ребенок уже проявляет скрытность, научите его «объясняться» с игрушками. Малыш может рассказать о своих переживаниях кукле или «проиграть» с ней болезненную ситуацию, о которой не может сказать родителям.
- Планируйте с ребенком воображаемые игры и предоставляйте ему антураж для их воплощения: палатку, корону, ласты, посуду. Если ребенок научится планировать, а взрослый – следовать его указанием, это также разовьет у малыша самостоятельность и способность к компромиссу. А родители могут в процессе игры научить ребенка новым словам и рассказать о полезных вещах (названия других стран, континентов, рек, динозавров и проч.).