+380 63 711 58 66

Какие игрушки помогают, а какие мешают развитию ребенка?

По мнению многих родителей яркие и красивые игрушки, которые могут самостоятельно двигаться, говорить, петь, ходить или даже летать, способны стать лучшими помощниками в воспитании. А ребенок при этом тащит домой грязную палку и не хочет расставаться с потертым мишкой. Врачи и педагоги уверены, иногда стоит отказаться от интерактивных игрушек в пользу обычных мячиков, кукол и машинок, ведь пользы от них может быть значительно больше.

 

Начнем с простого: палка или камушек?

Некоторые вещи, с которыми хочет играть ребенок, современные родители воспринимают исключительно как мусор или атавизм. Для ребенка же особенную ценность может иметь любая мелочь: бабушкин платок красивой расцветки, ракушки с пляжа, листики, собранные на прогулке. Важен не сам предмет, а смысл, который в него вкладывается. Палка имеет особенную ценность, поскольку найдена и добыта собственноручно. Платок играет роль оберега. А ракушки можно покрасить красивее, чем новую раскраску. Игрушкой может стать абсолютно любой в предмет в доме или на улице.

 

Читайте также: Судороги у ребенка: в чем причина появления и что делать родителям при их возникновении

 

Важно только учитывать, в какой игре можно использовать весь потенциал игрушки и насколько она активизирует воображение, внимание и мышление ребенка. Если это красивая и дорогая игрушка из магазина, чаще всего родители запретят ее разбирать, разбивать и в принципе экспериментировать. То есть, у ребенка будет только один заранее определенный план игры, где нет простора для детского творчества. В этом смысле палка и камень выигрывают – ведь с ними можно делать значительно больше самостоятельно придуманных игр. 

 

Многообразно-вредный интерактив

В прямом смысле интерактивная игрушка с множеством функций не может, конечно, навредить. Боле того, часто производители учитывают все пожелания к возрасту и эстетике и утверждают, что именно этот говорящий, поющий, считающий и ходящий медвежонок станет любимой игрушкой вашего малыша. В реальности ребенок чаще всего через пару дней потеряет к такой игрушке всяческий интерес. Если бы детей можно было научить говорить, петь песни или читать стихи с помощью аудиозаписей, все родители мира потеряли бы «работу». В реальности если рядом не будет взрослого, который совместно с игрушкой начнет говорить и петь, заинтересовать ребенка надолго станет невозможной задачей. Развитие происходит тогда, когда ребенок активно и осмысленно действует. Развивающая игрушка должна давать возможность для таких действий. Но с интерактивной игрушкой и без участия взрослого, который хотя бы придумает ход игры, ребенку просто будет нечего делать – ведь не нужно ничего придумывать и воображать. Все действия стереотипны и однообразны, а творческая изобретательность не требуется.

 

Игра с движением

Что может быть лучше, чем двигающиеся игрушки? Детей действительно завораживает самолет, которым можно руководить с помощью пульта, и паровоз, движущийся вдоль красивой дороги. Но такие игрушки предназначены скорее для более взрослых детей, а у подростков могут стать и хобби всей жизни. А вот для малышей дошкольного возраста они почти бесполезны. Ребенку не нужно брать такую игрушку в руки, а значит, он лишен тактильных ощущений. С таким поездом или самолетом нельзя самому бегать, а значит, такая игра пассивна, не развивает координацию и вестибулярный аппарат.

 

Лучшая триада: мяч, пирамидка, кукла

Чему же отдать предпочтение в первые годы жизни ребенка, чтобы игрушка была действительно развивающей? Есть определенный набор простых игрушек, который должен быть у каждого малыша, чтобы развивать определенные навыки. Все они определяются несколькими качествами. Например, игрушка должна быть открыта для преобразований, допускать бесконечные усложнения и множественные комбинации. Ведь если затруднений в процессе игры не возникает, не происходит и развития.

 

Читайте также: Рвота у ребенка при температуре: причины и лечение

 

Ребенок должен понимать, какое действие вызвало изменение, чтобы у него формировались причинно-следственные связи. Например, он поймет, что брошенный мяч отскочил от стены в результате его удара, но не поймет, почему игрушка вдруг начинает мигать. Открытость для действий, гибкость и простота – это те требования, которым отвечают простые «старые» игрушки: мячи, пирамидки, куклы и мягкие игрушки, а также множество их вариаций. Обычная игра в мяч развивает ребенка физически лучше, чем многие упражнения, а перебрасывание мяча создает множество лексико-грамматических игр (изучение звуков, слогов, дней недели и чисел). Пирамидки – это идеальные дидактические игрушки для развития речи и правильности движений, помогают в понимании и изучении форм, предметов и их размещения в пространстве.  С помощью кукол и мягких игрушек ребенок учится общаться и высказывать обиды. С такой игрушкой ребенок будет избавляться от стресса, приобретать навыки взаимодействия в коллективе и учиться формулировать свои мысли.

Елена Алексеева

Добавить комментарий