+380 63 711 58 66

Что важнее: умение считать или собирать портфель?

Как определить готовность к школе?

Определить эмоциональную, психосоциальную и физиологическую готовность ребенка посещать школу родителям должен помочь психолог и воспитатели (если ребенок посещает садик). Но часто на консультации за полгода или даже за год до начала учебного года родителям просто дают рекомендации относительно того, что стоит «подтянуть» перед первым классом. А выбор, когда идти в школу – в 6 или 7 лет – все равно остается за родителями.

В таком случае не стоит перекладывать решение на врачей или воспитателей. Присмотритесь к поведению своего ребенка, оцените его способности. Ведь никто лучше родителей не сможет дать точный ответ о степени взросления их чада.

Читайте также: ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ЧАСТО БОЛЕЕТ В ДЕТСКОМ САДУ?

Психолог может рассказать вам, что за готовность ребенка учиться отвечает кора головного мозга, в частности, созревающие в 6-8 лет лобные доли (позволяют формировать мотивацию, цели, оценивать и принимать сложные решения). Но поскольку оценивать лобные доли ребенка мы не собираемся, стоит сосредоточиться на очень разных факторах. Казалось бы, количество перенесенных бронхитов или детская стеснительность не должны быть прямыми показателями готовности к школе. Но с этого все и начинается. Итак, на что именно нужно обратить внимание родителям, и как можно помочь будущему первокласснику?

Детские болезни

Если ребенок часто и подолгу болеет, это может сигнализировать не только о проблемах с иммунитетом. У детей болезни – это защитная реакция. Нежелание ходить в садик просто перельется в проблему нежелания посещать школу. В запущенных случаях у ребенка могут начаться проблемы со сном или энурез.

Что делать? Для ребенка нужно сформировать позитивный образ школы и класса. Рассказать о своих школьных годах, познакомить с детьми, которые станут одноклассниками. Только через позитивные эмоции можно достичь желания посещать школу.

Мелкая моторика

Наверное, каждый родитель знает, насколько полезно ее развивать, но не всегда отдает отчет в применении этих способностей ребенком. Например, будущий школьник знает алфавит и умеет считать до ста. Готов ли он к школе? Если у ребенка есть проблемы с лепкой деталей, рисованием маленьких предметов – это плохой показатель развития мелкой моторики. Дословно это значит – ваш ребенок знает букву, но не знает, как вписать ее в клеточку тетради. Как правило, плохо развитая мелкая моторика идет «в комплекте» с плохой речью и бедным словарным запасом, что может сделать из ребенка предмет насмешек в школе.

Читайте также: ПРОТИВОВИРУСНЫЕ ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ: МИФ ИЛИ СПАСЕНИЕ?

Что делать? Не стоит обязательно связывать мелкую моторику с готовностью к школе. Этот «раздел» легко подтянуть. Упражнений для мелкой моторики великое множество, главное не лениться уделять этому время. Мелкая моторика – это и хорошо развитая речь (ребенок делает «мелкие» движения языком) и способность осваивать письмо.

Логика

Способность понимать и выстраивать логические связи – первое, на что обратит внимание психолог. Будущий первоклассник должен четко понимать, какие предметы больше, какие меньше, находить лишние предметы на картинке, формировать от единственного числа множественное.

Читайте также: «РУКА-НОГА-РОТ» ИЛИ ВИРУС КОКСАКИ: СИМПТОМЫ И ЛЕЧЕНИЕ

Что делать? Если ребенок не может выполнить эти задания – готовности к школе нет. Но это легко исправить, если не проявлять давления. Подобные задания и головоломки должны стать частью каждодневной игры.

Самостоятельность

Многие родители довольны уже тем, что ребенок самостоятельно ест и завязывает шнурки. Но это еще не все факторы самостоятельности. Вы должны быть уверенны, что ребенок сможет быстро переодеться на перемене и сложить вещи в пакет, посетить школьный туалет и привести себя после этого в порядок, найти дорогу в другой кабинет и не заблудиться в коридорах.

Что делать? Если ребенок слишком медлителен или же умеет делать какие-то вещи, но вы постоянно стоите «на подстраховке» с ложкой или салфеткой – это показатели того, что в школе будет тяжело и вам, и ему. Например, то же обирание портфеля может стать глобальной катастрофой. Это говорит о том, что у ребенка нет интереса к самостоятельному выполнению заданий. Здесь стоит проявить терпение и внимательность: нужно приучить ребенка к четкому расписанию и одновременно позволить ему больше самостоятельности.

Стеснительность

Опытный психолог сможет разговорить любого ребенка, но иногда излишне стеснительные дети будут говорить «я этого не знаю» вместо правильного ответа, лишь бы не продолжать неприятное для себя общение. Излишняя стеснительность ребенка и отсутствие социализации могут стать большой проблемой: ребенок будет отказываться отвечать, не захочет посещать школу, где нет друзей.

Читайте также: ПАРАГРИПП У ДЕТЕЙ: ЗАТРУДНЕННОЕ ДЫХАНИЕ ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Что делать? За стеснительностью могут скрываться излишне строгие правила в семье. Ребенку также нужно подобрать секцию или занятие, которое будет по душе ему, а не вам.

Концентрация

Другая крайность – излишне общительный и неусидчивый ребенок. Если ваши сын или дочь не могут довести ни одно задание до конца, постоянно вертятся на стуле и не могут усидеть дольше 10 минут, об учебе в школе говорить рано. Такой ребенок будет тратить всю энергию просто на то, чтобы усидеть на стуле. На учебу не будет хватать сил.

Что делать? У ребенка должна быть развита способность концентрироваться на задании, понимать и запоминать задачу, поставленную учителем, и решать ее до конца, не отвлекаясь на раздражители. Таким детям не помешают активные занятия в спортивной секции – они хорошо развивают дисциплинированность.

Чтобы понять, готов ли ваш ребенок к школе, можете попробовать ответить на вопросы, которые, наверняка, будут актуальны для него во время учебы. Если на все вопросы ответ утвердительный, значит, пора в первый класс:

  1. Ваш ребенок знает свои и своих родителей фамилию, имя, отчество, адрес и телефон?
  2. Ребенок понимает, что сейчас утро или вечер, весна или осень, и знает, как пользоваться часами?
  3. Ребенок понимает, что переходить на красный свет дорогу нельзя, поскольку это закончится аварией, а не потому, что «так надо».
  4. Ваш ребенок может самостоятельно собрать сумку со своими вещами, достать по требованию нужные предметы?
  5. Он знает, что делать, если потерялся? Как говорить с незнакомцами?
  6. Ребенок может отделить на картинках овощи от фруктов, круги от квадратов, решает легкие логические задачи (чем отличается автобус от трамвая), считает от 1 до 10 и в обратном порядке?
  7. Он может концентрироваться на задании? Способен выучить короткий стих и рассказать его спустя пару дней?
  8. Самое главное: хочет ли ваш ребенок в школу? Нет ли вещей, которые его пугают в будущей школьной жизни?

Конечно, важно понимать, что к школе должен быть готов не только ребенок, но и его семья. У вашего ребенка – свой путь развития, и подталкивать его не нужно. Родители должны отдавать себе отчет в том, что подготовка к школе – это многогранный процесс, который происходит с участием логопедов, психологов и других специалистов. Но роль родителей, которые сформируют позитивный образ школы, – первостепенна.

Елена Алексеева

 

Добавить комментарий