Зачем детей все еще учат писать тексты от руки? | Smart mama
+380 63 711 58 66

Зачем детей все еще учат писать тексты от руки?

Родители сегодня намного спокойней относятся к тому, что их ребенок пишет неаккуратно или недостаточно красиво. Во времена, когда дети чаще в первую очередь знакомятся с клавиатурой, а не ручкой, не совсем понятно, зачем тренировать искусство «красивого письма», или же каллиграфию.

Однако во многих странах Азии детей и сегодня активно обучают каллиграфически писать иероглифы. В западном мире «искусство оформления знаков в гармоничной манере» практически позабыто, хотя современные исследования показывают, что написание текстов от руки развивает те области мозга, которые задействуются для запоминания и решения творческих заданий.

Какие области мозга ребенка развивает каллиграфия?

Исследователи еще не до конца понимают, как дети учатся распознавать и писать буквы. Но даже при простом наблюдении за ребенком видно, что овладение системой письма зачастую требует большого умственного и физического напряжения. Каллиграфия оказывает еще большее влияние на развитие человеческого мозга. Ведь это уже не просто написание букв, это творческий поиск гармоничных сочетаний, усиленная концентрация, контроль и напряжение рук.

Читайте также: МОЖНО ЛИ РЕБЕНКУ С СИМПТОМАМИ ПРОСТУДЫ ГУЛЯТЬ И ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ?

Каллиграфия до сих пор является частью образовательных систем Японии и Китая. По наблюдениям местных ученых, студенты, практикующие каллиграфию, достигают лучших результатов в учебе. Занятия каллиграфией способствуют запоминанию, развитию мыслительных процессов и улучшению речи у маленьких детей, а также улучшают мелкую моторику. Такие занятия будут полезны и при изучении нового языка: записанное слово запоминается легче, чем напечатанное. Но почему же ручка все-таки лучше клавиатуры?

Первое знакомство с буквами

Активно изучает освоение письменности самыми маленькими детьми в своих исследованиях преподаватель психологии и неврологии университета Индианы Карин Харман Джеймс. С помощью снимков МРТ она показывает, что мозговая активность детей 4-6 лет сильнее у тех, кто пишет буквы для запоминания. Хотя она отмечает, что многие родители в США недоумевают, почему детей все еще обучают письму вместо навыков слепой печати.

Читайте также: ВИРУСНЫЙ НЕПРИЯТЕЛЬ В ДЕТСКОМ САДУ: КАК ЗАЩИТИТЬ МАЛЫША

Карин Джеймс считает, что в собственноручном рисовании двухмерных объектов кроется куда больший смысл, чем считают взрослые. Научиться писать буквы – непростая задача: дети должны использовать свои незрелые мелкие моторные навыки, чтобы воплотить в жизнь определенную последовательность штрихов. Расположение каждого штриха относительно других, их перекрытие и ориентация имеют решающее значение для идентификации букв. Одновременно ребенок должен понять, что другие параметры (размер, наклон, мелкие элементы, например, засечки) не важны для распознавания букв. Именно выделение важных атрибутов, определяющих идентичность букв, является непростой задачей.

Собственноручное построение букв, штрих за штрихом, помогает детям понять важные компоненты каждой буквы. Ребенок создает собственную категоризацию, основанную на переменных образцах, повышая свои навыки распознавания букв и способствуя большей активации веретенообразной извилины, отвечающей за эти процессы.

Таким образом, письмо задействует и визуальные области, используемые при обработке букв, и моторные области – для создания букв. Опыт вырабатывания своего почерка чрезвычайно важен для обработки букв в мозге. Интерактивные доски, на которые можно просто нажимать для воспроизведения буквы, чтение или печатание букв не заменят практику письма.

На что влияет опыт письма?

Если говорить о том периоде, когда дети уже освоили и запомнили буквы, казалось бы, можно было перейти к их печати. Но фактически печать текста всегда проигрывает письму, если речь идет о запоминании написанного/набранного на компьютере. Например, если попросить человека набрать или написать предложенный текст, в случае с записью он запомнит его лучше. Очевидно, что специфические движения откладываются в памяти в процессе обучения, способствуя запоминанию.

Читайте также: ПОЧЕМУ У МАЛЫШЕЙ ВОЗНИКАЕТ ОБСТРУКТИВНЫЙ СИНДРОМ?

Связь между движением рук и работой головного мозга, когда речь идет о разных мыслительных процессах, довольно очевидна. Когда мы печатаем, то просто делаем выбор готовой буквы. Когда пишем, то необходимы последовательные движения. С помощью снимков МРТ профессор педагогической психологии Вашингтонского университета Вирджиния Бернингер показала, что при последовательной работе пальцев в мозге активируются отделы, отвечающие за мышление, речь, память, то есть задействуется система временного хранения и обработки информации.

Одно из ее исследований показывает, что ученики 2-6 классов в сочинениях используют больше слов, пишут быстрее и выражают свои мысли лучше, если пишут от руки, чем когда печатают на клавиатуре. А хороший почерк может даже улучшить успеваемость ребенка, в то время как плохой, наоборот, способен ее ухудшить.

Таким образом, дети стабильно лучше пишут ручкой, когда речь идет о написании сочинений, отмечает Вирджиния Бернингер. И речь рассматривается не скорость или правильность написания слов (здесь компьютер предоставит подсказку), а именно улучшение навыков, необходимых для сочинения. Например, ученики четвертого и шестого классов пишут более длинные законченные предложения, используя ручку. Так дети учатся понимать, что письменная речь отличается от устной. Люди редко говорят законченными предложениями, в то время как письмо позволяет полнее выразить мысль.

Читайте также: НОРОВИРУС У ДЕТЕЙ: ЧЕМ ОПАСНА КИШЕЧНАЯ ИНФЕКЦИЯ?

Письменная речь – это многоуровневая структура. Орфография находится на уровне слов, а предложения – на уровне синтаксиса. Организация предложений для создания текста – это еще один уровень. Некоторым детям нужна помощь в правописании, другим – в построении предложений, а третьим – в составлении текста из множества предложений. Если у ребенка обнаружены некоторые признаки неспособности к обучению, лучше тренироваться писать именно от руки, а не пользоваться клавиатурой. Хотя многие учителя считают, что это упростит учебу детей, на самом деле надо пытаться научить детей писать, используя четкие инструкций по транскрипции и композиции.

Таким образом, исследования изображений мозга показали преимущество формирования букв по сравнению с обычным выбором буквы на клавиатуре. Компьютерная клавиатура не дает ребенку возможности задействовать руку при формировании букв. А ведь именно определение последовательности пальцев может стимулировать мышление ребенка. Формирование же собственного почерка и практика в написании букв усиливают концентрацию, обучают эстетике, развивают креативность мышления и память.

Елена Алексеева

Добавить комментарий