В разных странах мира принимаются различные решения о том, стоит ли детям носить маски в периоды повышения заболеваемости COVID-19. Ведь в некоторых случаях дети вынуждены находиться в масках не один час, пребывая в учебных учреждениях. Не влияет ли это на эмоциональное развитие детей? И стоит ли подвергать их дополнительному стрессу, если большинство болеет коронавирусом в легкой форме?
Разные подходы к возрасту
В каждой стране выработался свой подход к рекомендациям относительно ношения масок детьми. Например, Всемирная организация здравоохранения не настаивает на ношении масок детьми. В рекомендациях ВОЗ есть только данные о том, что маски могут носить дети старше шести лет, если они находятся в местах, где повышается риск заражения коронавирусом.
Европейские страны в основном придерживаются этой позиции. Хотя рекомендации относительно ношения масок в школе постоянно меняются и больше касаются детей среднего и старшего школьного возраста. В Великобритании возраст детей является предметом постоянных дискуссий.
В США немного другой подход. Их Центры по контролю и профилактике заболеваний рекомендуют носить маски детям в возрасте от двух лет. Для малышей меньшего возраста слишком велик риск удушья. Однако ученые так и не определили безопасный возраст для ношения масок детьми. Исследования этого вопроса на детях не проводят в основном из-за этических проблем. Хотя немногочисленные исследования все-таки существуют, но не подтверждают ухудшения газообмена в маске во время отдыха или даже легких упражнений.
Слишком маленький риск?
Мнение о том, что дети должны носить маски, подкреплено тем, что они являются такими же переносчиками вируса, как и взрослые. Хотя болеют дети относительно легко, но и вакцинируют их в большинстве случаев в среднем и старшем школьном возрасте. Значит, вирус будет и дальше активно распространяться среди детей.
При этом не стоит забывать, что маски защищают в первую очередь и самих детей. Например, одно из самых крупных исследований относительно заболеваемости детей, проведенное в Британии, показывает, что один из 50 000 детей с COVID-19 попадает в реанимацию, а двое из миллиона умирают. Кроме того, распространение новых штаммов COVID-19 увеличивает случаи госпитализации детей.
Читайте также: Новые штаммы коронавируса: действительно ли вирус становится агрессивнее среди детей?
Маски достаточно успешно защищают детей в школах. К примеру, в штате Северная Каролина (США) было обязательным ношение масок в школе. Когда исследователи проанализировали заболеваемость, то обнаружили, что из 7000 детей и сотрудников за период с марта по июнь 2021 года заболело только 19 человек.
Еще один сбор данных показал значительные положительные результаты от ношения масок. В 169 начальных школах, где дети и персонал носили маски, заболеваемость COVID-19 была на 37% меньше, чем в тех школах, где это не являлось обязательным.
Существует ли эмоциональная проблема?
Есть достаточно много способов, чтобы заинтересовать ребенка в ношении маски. Можно превратить это в забавное занятие наподобие игры в пиратов. Маски для детей шьются со всевозможными принтами и даже стразами. Однако существует еще одна проблема. Маска мешает детям считывать эмоции других людей. Они учатся осознавать эмоции еще в младенчестве, но пик развития этой способности приходится на пять-шесть лет. А для определения эмоционального состояния другого человека ребенку необходимо видеть его лицо.
Но многие эксперты относятся скептически к снижению эмоционального развития ребенка. Ведь дети достаточно часто общаются с людьми без масок. А в других ситуациях об эмоциях им расскажет тон голоса, поза тела и контекст ситуация. К тому же, исследования показывают, что у детей могут возникнуть незначительные проблемы с определением выражения лица, если у человека надеты солнцезащитные очки. А вот маски почти не влияли на определение эмоций.
Также для маленьких детей может существовать проблема, связанная с пониманием речи или наблюдением за говорящими для исправления собственной речи. Однако маски действительно не обязательно использовать, к примеру, на занятиях с логопедом. В иных ситуациях детям должно хватать домашнего общения для изучения правильного положения губ и языка. Поэтому в долгосрочной перспективе негативного психологического воздействия на детей наблюдаться не должно.
Хотя для детей с ограниченными возможностями, особенно с потерей слуха, ношение масок действительно станет проблемой. Ведь эти дети следят за движением рта и выражением лица человека для улучшения своего понимания ситуации.
Но при этом все дети намного легче адаптируются к новым условиям, одним из которых является ношение маски. Родителям во время пандемии стоит больше времени уделять личному общению с ребенком. Это необходимо, чтобы поддержать его навыки общения и отвлечь от гаджетов, которые в этот период для многих детей подменили личные контакты. И такая ситуация действительно может являться большей проблемой, чем надевание маски.