Дети учат родной язык, используя более короткие звуки, чем гласные и согласные
Дети удивительно быстро учатся говорить, на определенном этапе усваивая за день десятки новых слов. Но еще раньше они начинают понимать родной язык. Ученых давно интересует механизм того, как именно ребенок, которому не исполнился даже год, распознает первые звуки и слова родной речи? Разгадав эту загадку, можно не только ускорить процесс обучения родному языку, но и учить иностранным языкам в раннем возрасте. Недавно ученые подвергли сомнению самую популярную в научных кругах теорию о том, что дети учат речь, запоминая отдельные звуки (фонемы).
Не все родители знают, что до полугодичного возраста их малыши – так называемые «универсальные лингвисты». Они с одинаковым интересом будут слушать речь мамы, песню на иностранном языке и даже лай собаки. Но приблизительно с 6 до 12 месяцев из громадного объёма звуков окружающего мира они начнут выделять те, что принадлежат их родной речи (те, что они слышат чаще всего) и научатся их понимать.
Согласно основной теории ученых-лингвистов, дети учат речь, запоминая фонетические единицы (фонемы или звуки). Теория о раннем фонетическом обучении предполагает, что малыши группируют звуки в фонетические категории, похожие на гласные и согласные звуки, с помощью механизма, который называют распределенным обучением.
Читайте также: Вирусный тонзиллофарингит у детей: особенности заболевания и лечения
Однако идею о том, что дети изучают согласные и гласные звуки, поставила под сомнения группа международных ученых, опубликовав данные о своем эксперименте в издании «Proceedings of the National Academy of Sciences».
Ученые создали эффективный алгоритм кластеризации, который бы имитировал распределенное обучение у детей. В исследовании использовали два языка – американский английский и японский. Это самая интересная и «проверочная» часть исследования. Когда дети начинают учить «свой» язык и теряют восприимчивость к «чужой» речи, они усваивают и особенности родного языка. Например, дети из англоязычных семей в возрасте 6 месяцев будут способны различить звуки в мандаринском диалекте, которые для их родителей звучат абсолютно одинаково. Уже через пару месяцев малыши потеряют эту способность. Такая разница есть и в английских и японских фонемах. Например, в японском не различают фонемы [р] и [л], поэтому для японских детей, которые уже «отделили» родную речь, слова «raw» и «law» звучат приблизительно одинаково.
У всех взрослых есть «естественный фильтр» — непроизвольное переложение звука на родные фонетические категории, то есть гласные и согласные на родном языке. Фонема считается наименьшей отличительной единицей в структуре языка. Есть более крупные единицы – слоги или слова, и совсем мелкие единицы – речевые сегменты, соответствующие одному периоду вибрации голосовых связок в гласном звуке. Но как младенцы могут так рано узнать о фонетических категориях? Именно с этой идеи и начался вызов теории о распределенном обучении.
Читайте также: Сколько сахара могут съедать дети? И сколько съедают на самом деле?
Ученые смоделировали процесс обучения у младенцев, реализуя такой механизм в вычислительном режиме и тренируя его на естественных записях речи на японском или американском английском. Затем они оценили способность модели различать фонетические контрасты американского английского и японского (например, воспринимать фонемы [р] и [л] на японском как один звук). Это помогло понять, что обученные модели (носитель японского и носитель американо-английского) правильно предсказывают раннее фонетическое обучение.
Всего ученые задали два вопроса обученным моделям. Могут ли они объяснить различия в том, как младенцы, изучающие японский и английский языки, распознают звуки речи? И выучили ли модели фонетические категории, подобные гласным и согласным?
Согласно теории о раннем фонетическом обучении, ответы на эти вопросы должны были совпасть. Ответ на первый вопрос и был положительным: модели действительно учитывали поведение детей, в частности, трудности японских малышей с различением [р] и [л] в словах. Однако ответ на второй вопрос оказался отрицательным: модели выучили речевые единицы, которые оказались слишком короткими и акустически изменчивыми, чтобы соответствовать таким фонетическим категориям, как гласные и согласные.
Читайте также: Как отличить прорезывание зубов от начала простудного заболевания
Эти результаты подтвердили теорию ученых. Во-первых, модели выучили в 10 раз больше категорий, чем существует фонем в предложенных двух языках. И даже если посчитать все аллофоны (варианты фонем) в двух изучаемых языках, ни один фонетический анализ не выделял столь большое их количество. Во-вторых, выученные единицы были примерно на четверть короче продолжительности фонемы. И это короче, чем любая лингвистически единица.
На основании таких тестов ученые сделали вывод, что выученные единицы не соответствуют фонетическим категориям в каком-либо смысле этого слова. Это значит, что те элементы, которые изучают младенцы, не являются фонетическими категориями. Как и считали исследователи, дети в столько раннем возрасте оказались не в курсе того, что существуют гласные и согласные звуки.
Такие результаты предполагают переосмысление существующей литературы по раннему фонетическому обучению. При этом ученые пока не опровергают саму идею о том, что дети учатся посредством чистого распределенного обучения. Но вряд ли то, что изучают младенцы, является фонетическими категориями в понимании взрослых. Исследователи надеются, что дальнейшие исследования, в том числе, благодаря компьютерной лингвистике и обработке информации машинными методами, помогут понять, как именно дети овладевают языком, а значит, откроют новые перспективы для более раннего овладения и родным, и иностранными языками.
Елена Алексеева