Пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в школьное питание. Например, во время карантина приносить в школу еду из дома будет запрещено. Также невозможна организация по типу «шведского стола», когда ученики могли бы выбирать блюда. Однако у родителей остается возможность контролировать школьное питание и в дальнейшем, конечно, организовывать его самостоятельно. Ведь, несмотря на многочисленные рекомендации о «разнообразии и сбалансированности», родители всего мира продолжают каждый день переживать о полезности того, что дети едят в школе. Так как же должен выглядеть идеальный школьный обед?
Школьный или домашний ланчбокс?
Если во время пандемии выбор о питании в школе может зависеть от решения администрации и карантинных мер, то в дальнейшем перед родителями все равно будет стоять выбор: давать ребенку деньги на еду, оплачивать школьный обед или собирать ланчбокс дома. И это будет выбор от худшего к лучшему. Быть может, некоторые дети и могут осознанно выбрать салат из капусты вместо шоколадного батончика, но это действительно уникальные случаи сознательного поведения.
Читайте также: Начало учебного года – старт сезона простуд: как защитить школьника от ОРВИ
Есть и наглядные примеры организации школьного питания в разных странах. В США большинство старшеклассников самостоятельно выбирает еду в столовой, организованной по принципу «шведского стола». При этом по информации Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) 17% детей в возрасте 2–19 лет в США страдают ожирением. В Японии, где до сих пор во многих семьях есть традиция собирать ученикам бенто – сбалансированный обед в одном ланчбоксе, сохраняется один из самых низких в мире процентов людей с лишним весом. Готовить школьный обед каждый день непросто, но все-таки это лучший вариант для ребенка, особенно если ему необходимо диетическое питание. К сожалению, в большинстве школ основу рациона могут составлять сосиски и макароны, а подобные продукты должны появляться в питании школьника как можно реже.
Время и калории
Идеальная схема питания включает в себя три основных приема пищи (завтрак, обед и ужин) и два дополнительных «перекуса» — например, второй завтрак и полдник. Получается, что дети в школе питаются один-два раза – перекусывают в 10.30-11.00, а старшеклассники еще и обедают в 13.00-14.00. При этом перекусы могут быть достаточно существенными. Дети школьного возраста должны потреблять от 2300 до 3000 ккал в день в зависимости от своего возраста и веса. То есть, у старшеклассника на школу приходится где-то треть его дневной нормы. Поэтому предложить ребенку бутерброд и яблоко – недостаточно. Идеальный вариант – собрать ланчбокс наподобие бенто, где до 60% — это будут углеводы (овощи, фрукты, хлеб или каша), на 25% — белок (мясо, рыба, яйцо) и 15% — это жиры, которые в принципе дети получают вместе с другой пищей (бутерброд с маслом).
Читайте также: Школа в новых реалиях: основы инфекционной безопасности для детей
Если ребенок будет есть реже или откажется от второго завтрака, это в дальнейшем может сказаться на пищеварительной системе – приведет к гастриту, колиту и другим проблемам. Хотя в школьном возрасте такие проблемы незаметны, питание должно быть достаточно дробным и 5-6 часовой перерыв в еде для детей нежелателен. Из школьников, которые стеснялись есть в школе, чаще всего вырастают взрослые, которые едят два раза в день и постоянно лечат желудок.
Учитывайте мнение ребенка
Проблем в идеальной схеме школьного питания сразу несколько. Почти все дети употребляют овощей меньше, чем необходимо. При этом школьный ланчбокс должен сохранять продукты свежими в течение 5-6 часов, а значит, положить туда овощной или фруктовый салат не получится. Однако детям обязательно нужно дать сезонные фрукты (желательно с плотной кожурой) и порезанные овощи хотя бы в небольшом количестве. Есть шанс, что нелюбимые дома фрукты и овощи в школе будут съедены с большей охотой.
Большинство родителей уверенно, что горячо любимые детьми вафли, шоколадки и печенье в небольшом количестве не помешают. Но нужно помнить, что почти вся готовая продукция – от конфет до колбас – содержит красители, консерванты и трансжиры. Поэтому идеальным десертом может быть только домашняя шарлотка или качественный шоколад. Кроме того, вместе с готовой продукцией дети потребляют огромное количество рафинированного сахара. Тот же готовый сок может содержать до 30% сахарного сиропа. Мнение, что детям сахар нужен «для работы мозга», тоже неверное. Сегодня люди потребляют в разы больше сахара, чем все предыдущие поколения, но супермозг от этого у нас не растет. Наоборот, если ребенок ест много сладкого, это приводит к перевозбуждению нервной системы, а значит, плохой концентрации на уроках.
Читайте также: Как отличить грипп от ОРВИ: родителям на заметку
Однако не нужно делать школьный ланчбокс территорией исключительно полезной пищи. Если не давать ребенку в школу ничего из того, что он любит, есть вероятность увидеть все его содержимое принесенным домой после школы. Можно предложить в качестве второго завтрака любимые фрукты – бананы или яблоки, а также сухофрукты и орехи и даже сладкий йогурт, который в другое время нельзя. Это сытная, полезная и вкусная еда способна заменить конфеты и печенье. А вот от соков лучше отказаться, но всегда давать ребенку бутылку с обычной водой (что особенно важно в сезон гриппа, когда пользоваться питьевыми фонтанчиками в школе не стоит). На таких компромиссах можно организовать полезное и питательное питание в школе.
Елена Алексеева