На психическое благополучие ребенка может влиять не только его кружение, сон, физическая активность, но также и питание. Ученые из Университета Восточной Англии (Норвич, Великобритания) показали в своем исследовании, как употребление фруктов и овощей способно повлиять на психическое состояние ребенка.
Психическое здоровье ребенка – это нечто большее, чем то, что зачастую представляют родители. Как правило, считается, что на состояние психики могут влиять отношения со сверстниками, проблемы в школе или семье. Однако психическое здоровье складывается из множества факторов.
Основными показателями психического благополучия ребенка является соответствие этапам эмоционального развития, приобретение нужных социальных навыков и способность справляться с проблемами. Ребенок, который чувствует себя психически благополучным, вырастает в эмоционально здорового взрослого, который может строить отношения с другими людьми на фундаменте уважения и безопасности.
В британском исследовании было показано, что питание влияет не только на физическое развитие детей, но и способно сказываться на психическом здоровье. Речь идет об употреблении фруктов и овощей, детском выбором еды и их психическом благополучии.
Читайте также: Вирусный неприятель в детском саду: как защитить малыша
Исследователи собрали данные о детском питании из более 50 школ (приняло участие свыше 10000 детей 8–16 лет). Для измерения психического благополучия детей использовали стандартные шкалы Уорвика-Эдинбурга и Стирлинга. Исследователи также определяли приемы пищи, в том числе, сколько овощей и фруктов употребляют дети, их удовлетворенность своим весом, здоровье (длительные заболевания и инвалидность), жизненные условия (наличие собственных комнат), неблагоприятный опыт (чувство безопасности и издевательства) и прочие важные для определения психического благополучия данные.
Исследование показало, что у учеников средней школы, употреблявших наибольшее количество фруктов и овощей, были самые высокие показатели психического благополучия. Но не только такой факт оказался примечательным. Например, если завтрак у ребенка из средней школы состоял из одного энергетического напитка, у него были более низкие показатели психического благополучия, чем у детей, не завтракающих вообще.
Как для детей начальной, так и для средней школы оценки психического благополучия были выше у тех, кто завтракал или обедал, чем у детей, которые пропускали эти приемы пищи. В целом выводы о приемах пищи оказались довольно неутешительными.
Например, в стандартном классе средней школы на 30 учеников, как правило, четверо не едят и не пьют ничего перед началом занятий утром, а трое – вообще до обеда. Только 25% детей ели пять или более фруктов и овощей в день (приблизительная норма их употребления), а каждый десятый ребенок не ел их вообще.
Читайте также: Почему у малышей возникает обструктивный синдром?
Безусловно, не только питание показало соответствующее влияние на психическое состояние детей. Но важным является тот факт, что низкие оценки психического благополучия тех, кто не завтракал или не обедал, приблизительно совпадали с результатами тех детей, которые были свидетелями регулярных споров или насилия дома.
Исследователи подчеркивают, что хорошее питание способно оптимизировать психическое благополучие детей. Связь, обнаруженная в исследовании между питанием и психическим благополучием, означает, что можно работать и в направлении улучшения школьного питания. Необходимо также понять причины, по которым некоторые дети не едят. Это могут быть социальные, культурные, образовательные и экономические факторы, в том числе обеспечение родителями доступа к фруктам и овощам.