Режим социального дистанцирования, которого сегодня придерживаются практически во всем мире для пресечения распространения коронавируса, стал нелегким испытанием для каждой семьи. Из-за закрытых на карантин дошкольных и образовательных учреждений дети вынуждены постоянно находиться дома. Ограниченные в привычных и необходимых прогулках на свежем воздухе и двигательной активности они испытывают неудобства, а родителям приходится справляться с всплесками капризов и перепадами настроения.
Карантин – это не каникулы, и на присмотр за детьми в это время бабушек и дедушек надеяться не приходится – последствия такого общения двух поколений могут быть печальными. В данной ситуации вся нагрузка и ответственность ложится на родителей, а для некоторых это становится тяжелым бременем. Многие взрослые пытаются как-то отвлечь или занять детей: в ход идут всевозможные гаджеты, при этом время нахождения за ними, как правило, не контролируется и не ограничивается. Вне зоны внимания остается психоэмоциональное напряжение, испытываемое взрослыми в связи с внезапно изменившимися жизненными реалиями, которое неизменно передается детям и вызывает у них стресс.
Читайте также: Почему у малышей возникает обструктивный синдром?
В стремлении уберечь ребенка от коронавируса и оградить его от возможных источников заражения не стоит забывать, что вынужденный карантин и сопутствующее ему длительное сидение на одном месте чревато другими последствиями, от которых в будущем придется избавляться, но их вполне возможно избежать.
Первая проблема, которую уже завтра нужно будет исправлять, связана с длительным нахождением ребенка за компьютером или аналогичными гаджетами. И речь идет не только об увлечении компьютерными играми, с которым родителям и в нормальной жизни приходится бороться. Дистанционное обучение, на которое переведена система школьного образования, требует решения заданий в электронных классах. На их выполнение ребенок тратит намного больше рекомендованных врачами 2-х часов в сутки. И так каждый день в течение всего карантина.
Какие проблемы со здоровьем ребенка могут проявиться в будущем? Прежде всего, это ухудшение зрения и проблемы с осанкой. Что можно сделать родителям уже сейчас, чтобы свести к минимуму их последствия? Дозировать время нахождения за компьютером – делать перерывы на 15-20 минут через каждые 45-50 минут. Чем отвлечь ребенка на перерыв? Маленького школьника можно увлечь игрой, если позволяет жилплощадь – поиграть в активные игры, побегать и попрыгать. Школьника-подростка можно озадачить помощью взрослым по дому. Каждый день можно разучивать движения любого современного молодежного танца или совершать прогулки до ближайшего магазина: и детям, и родителям смена обстановки – помощь. Для предотвращения у ребенка проблем с осанкой или при их наличии можно выполнять специальные упражнения, которые можно найти на просторах интернета. Там же можно отыскать упражнения для глаз. Потраченные несколько минут в день на физкультминуту позволят ребенку «не насидеть» проблемы с позвоночником и сохранить зрение. А с учетом того, что на карантине ребенок лишен многих привычных для него развлечений, то такие упражнения помогут избавиться от накопившейся энергии и добавят положительных эмоций.
Читайте также: Весенний авитаминоз у детей: на что обратить внимание
В условиях изоляции у большинства детей сбивается установленный ежедневными школьными буднями режим дня: не нужно спешить на первый урок, можно подольше спать и ложиться далеко за полночь. При этом сдвигается установленное время приема пищи, например, ребенок только завтракает, когда раньше в это время он обедал. Такие незначимые на первый взгляд смещения в режиме питания вредны для детей, особенно если у них есть нарушения со стороны пищеварительной системы (дискинезии, гастриты, панкреатиты). В этом случае нужно постараться максимально сохранить установленный режим, а если просыпаться рано лень, то выходом из ситуации может быть частое питание – в промежутках между приемами пищи подкрепляться фруктами, йогуртами. В этот период родителям важно не перекармливать ребенка, поскольку в условиях сниженной физической активности существует риск отложения жировых излишков. А так и до детского ожирения недалеко.
Кроме проблем со здоровьем родителям не стоит сбрасывать со счетов психоэмоциональное состояние ребенка. Сегодня детские психологи только задумываются над тем, чем может обернуться пандемия для психического здоровья и эмоционального благополучия детей. Вся сложившаяся ситуация с коронавирусной пандемией, затянувшееся на неопределенное время социальное дистанцирование вызывают напряжение не только у взрослых, но и заставляют нервничать детей. Они лишены привычного для них общения с друзьями и одноклассниками, а понятный им ритм жизни внезапно изменился – это может вызвать стресс у неокрепшей детской психики. Особенно уязвимы в этом плане подростки, для которых социальная жизнь имеет огромное значение и вынужденная изоляция может стать настоящим испытанием. Беспричинная раздражительность и частые перепады настроения должны насторожить родителей и стать поводом для обращения к специалисту.
В страхе перед коронавирусом мимо родительского внимания не должна проходить полная интернетизация жизни ребенка на карантине. Кроме положительных моментов, таких как онлайн-общение со сверстниками, дистанционное обучение, просмотр интересных фильмов и чтение электронных книг, существует высокая вероятность перегрузки ранимой детской психики потоком льющейся из интернета противоречивой информации, а также отдаленных последствий для физического здоровья. И как бы не были заняты взрослые своими проблемами и решением насущных жизненных вопросов, в своем заполненном до отказа графике нужно выделить время не только на общение с ребенком, но и на совместный досуг. Это убережет его от многих проблем со здоровьем в будущем и не заставит чувствовать себя в социальном вакууме.
Читайте также: Психолог рассказала, как поговорить с ребенком о коронавирусе