Как на развитие ребенка будет влиять искусственный интеллект? | Smart Mama 2024

Как на развитие ребенка будет влиять искусственный интеллект?

Сервисы на основе искусственного интеллекта (ИИ) реализуются иногда насколько незаметно, что этические нормы их использования начинают обсуждать уже постфактум. Но особенно важно понять влияние ИИ на детей.

Способен ли он стать основой учебной программы и заменить учителя? Можно ли использовать ИИ для наблюдения за детьми? И главное – как дети воспринимают современные технологии. Считают ли они голосовой помощник на основе искусственного интеллекта своим учителем, другом или же прислугой? Поиск ответов на эти вопросы только начинается.

Дети воспринимают голосовых помощников как живых людей

С началом пандемии количество экранного времени (проведённого у экранов смартфона, планшета и компьютера) выросло в разы. Когда ребенок учится дистанционно (а дистанционными стали даже детские садики), довольно сложно оградить его от гаджетов. При этом для родителей остается загадкой, как дети проводят время наедине с устройством. Например, почти половина пользователей TikTok – это дети до 18 лет, а контент данной сети не является ни обучающим, ни развивающим.

Читайте также: ПАРАГРИПП У ДЕТЕЙ: ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ РОДИТЕЛЕЙ?

Однако иная ситуация с сервисами на основе ИИ. Они могут не просто предоставлять информацию, но и обучать, отвечать на вопросы и даже контролировать контент. Именно к созданию таких сервисов стремятся некоторые современные компании. При этом неизученным остается само отношение детей к тем же голосовым помощникам, которые на сегодня являются самыми распространенными представителями ИИ в обычных гаджетах.

Ученые из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого выяснили, как дети воспринимают помощников наподобие Siri. Взрослые не раз наблюдали, как их дети обращаются даже к менее персонифицированным сервисам: «Гугл, включи мультики!». Отношение же к голосовым сервисам почти не отличалось от общения с живым человеком. Дети интересовались настроением и личностью ИИ и говорили с ним, как с любым знакомым. В возрасте пяти-девяти лет дети активно интересовались жизнью ИИ, расспрашивая о родителях, доме и любимых вещах.

Дети считают голосовой помощник человеком неспроста. Ведь по телефону им тоже отвечает человек, поэтому они не видят особой разницы между ИИ и бабушкой. Однако отношение к голосовому помощнику все-таки иное. То ли подсматривая за родителями, то ли ориентируясь на собственный опыт, дети чаще используют в отношении ИИ приказной тон, упуская вежливые слова и «срываясь» на непонятливом помощнике. Поскольку ИИ в будущем будет использоваться все чаще, разработчики пытаются очеловечить его так, чтобы он отвечал потребностям и детей тоже. То есть, понимал их фантазии и отвечал, проявляя эмоциональные реакции.

Читайте также: НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, ЧТОБЫ ОРВИ ПРОШЛО БЕЗ ОСЛОЖНЕНИЙ

Одной их тех, кто озаботился созданием голосового помощника, соответствующего детским потребностям, является ирландская технологическая компания  SoapBox Labs. Их детские голосовые помощники уже используются в некоторых образовательных и игровых приложениях.

Помощники для детей разработаны даже с учетом детских голосов, которые, как правило, выше и громче. Дети также используют другие речевые обороты, с которыми «взрослые ИИ» не справились бы. Компания использовала для создания помощника для детей 2-12 лет тысячи часов детской речи, записанной в шумной обстановке – на кухнях, в классах и  машинах у детей всех возрастов из 192 стран.

Первые голосовые помощники от SoapBox Labs в школах Дублина (Ирландия)  уже помогают детям освоить грамматику и улучшить навыки чтения. По словам создателей, технология голосового помощника стимулирует детей к самовыражению. Кроме того, развитие технологий ИИ для детей уже не остановить. Ожидается, что к 2024 году в мире будет использоваться восемь миллиардов цифровых голосовых помощников.

Однако использовать ИИ можно не только в сфере создания голосовых помощников. Например, в России в тысячах школ планируют внедрить технологии распознавания лиц ИИ, используемые для идентификации людей. Проект начался в 2021 году в одной из школ Подмосковья как пилотный. Умные камеры наблюдения будут отслеживать нарушения вроде бега по коридорам, катания на перилах и определять, не нуждаются ли дети в помощи учителя или медика.

ИИ будет отслеживать также психоэмоциональное состояние детей. Например, он способен отследить, что ребенок несколько дней подряд находится в плохом настроении и уведомить об этом учителя и школьного психолога. Для этого нейронная сеть сравнивает заложенные в нее эмоции и анализирует все факторы – от оценок школьника до поведения. Помимо этого, ИИ сможет отслеживать разные факторы, влияющие на здоровье, например, повышенную температуру воздуха в классе, с помощью специальных датчиков. Что интересно, оборудование и ПО с видеоаналитикой и компьютерным зрением получило название Orwell 2k, видимо, от фамилии Джорджа Оруэлла – автора романа о тоталитарном обществе с развитой технологией слежки.

Читайте также: ДЕТСКИЙ ИММУНИТЕТ И НОВЫЕ ШТАММЫ КОРОНАВИРУСА: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ

Тем временем, пока технологии распознавания лиц уже используются таким образом в учебных заведениях, группа исследователей из Кембриджского университета (Великобритания) создали веб-сайт emojify.info, с помощью которого они пытаются определить этичность подобной идентификации. Для помощи исследователям можно опробовать системы распознавания эмоций через камеру. Одна система фокусируется на гримасах, чтобы ввести пользователя в заблуждение, а другая исследует осложнения при чтении сложных выражений лица.

Ученые считают, что технология распознавания лиц не только вызывает опасения относительно конфиденциальности. Она еще и слишком несовершенна, а также может усилить расовые предрассудки. Такие технологии уже используют при найме персонала, в тюрьмах и медицинских учреждениях, где есть потребность в отслеживании состояния множества людей. Но будет ли полезен подобный ИИ в школе, пока неясно. Если говорить именно об умных системах ПО, которые способны не только следить, но и обучать, быть может, их использование и целесообразно. Но дети нуждаются в куда более сильном уровне эмпатии, чем то, что пока может предоставить им ИИ.

Елена Алексеева